Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Тверской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История

  Летопись УФК по Тверской области за 2021 год

Летопись УФК по Тверской области за 2020 год

Летопись УФК по Тверской области за 2019 год

     

История казначейства в Тверской области

       

        Казначейская система России в своем становлении и развитии прошла большой исторический путь. Слово «казначей» впервые можно встретить в «штатном расписании» Казенного приказа, учреждения, которое заведовало Царским Казначейством. Там хранились: золото, серебро, посуда, бархат, шелк и другие драгоценности. Для хранения сборов и податей специальных касс не было, каждый приказ хранил собираемые им доходы у себя. Большим шагом вперед в развитии финансовой системы России стало издание Екатериной II в 1775 году правового акта «Учреждения для управления губерний Российской Империи». Согласно этому документу в каждой губернии создаются казенные палаты.

       28 января 1776 года казенная палата была создана и в Тверской губернии. Размещалась она на Фонтанной площади (сейчас площадь Ленина) в здании губернского правления (сейчас здание Администрации города). В том же году были организованы уездные казначейства: Тверское, Бежецкое, Весьегонское, Вышневолоцкое, Калязинское, которые подчинялись Губернской казенной палате. В 1865 году Указом Александра II Тверское уездное казначейство было преобразовано в Губернское. В разные годы должность губернского казначея исполняли статские советники Петр Алексеевич Писцов, Александр Ильич Михайловский, Алексей Иванович Морковин.

        Новый XIX век ознаменован выходом в свет манифеста Александра I «Об учреждении министерств». Наряду с другими министерствами в 1802 году было создано Министерство финансов.

        Во второй половине XIX века финансовая система вновь подвергается реформированию. В 1862 году государственная роспись доходов и расходов впервые объявляется открытой и подлежащей опубликованию и с тех пор публикуется ежегодно. Кроме того, происходит централизация финансовых ресурсов: вводится принцип единства кассы. Министерство финансов получает возможность использования излишков средств, полученных в одних кассах, для покрытия недоимок в других.

        К 1900 году в России насчитывалось 728 казначейств. Все они состояли в ведомстве Департамента государственного казначейства и подчинялись соответствующим казенным палатам. Департамент государственного казначейства и его местные органы были ликвидированы в соответствии с декретом Совета народных комиссаров «О слиянии казначейств с учреждениями Народного банка» от 31 октября 1918 года и присоединены к учреждениям Народного банка. Завершился этот процесс в 1926 году. С этого времени в стране устанавливается банковская система исполнения бюджета, которая без существенных изменений просуществовала весь советский период развития государства.

        С распадом СССР и реформой в Российской Федерации бюджетные средства оказались в негосударственных коммерческих банках, для которых исполнение бюджета уже не являлось приоритетным направлением деятельности. Государственные средства превратились в кредитный ресурс для банков. Как результат, стали возникать постоянные задержки в зачислении налогов и сборов на бюджетные счета, в проведении бюджетных расчетов, резко возросло время прохождения денег до конечных получателей. Министерство финансов в известной степени лишилось возможности контролировать движение бюджетных средств, и, соответственно, резко увеличились объемы их нецелевого использования.

        С Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе» началось возрождение казначейской службы в России.

        Главными задачами казначейства стали:

– осуществление предварительного и текущего контроля целевого использования бюджетных средств бюджетополучателями и управление денежными средствами на счетах казначейства; 

– осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов; 
– сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и представление соответствующим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях по соответствующему бюджету;
– разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам порядка ведения учетных операций по исполнению соответствующего бюджета органами, исполняющими бюджет и бюджетополучателями.

       Возрождение системы органов Федерального казначейства в Тверской области началось с 1993 года. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначейства» распоряжением Главы Администрации Тверской области от 19 февраля 1993 г. № 61-р «О создании территориальных органов федерального казначейства в Тверской области» Комитету по управлению имуществом Тверской области и главам администраций городов и районов было поручено решить вопрос о выделении служебных помещений для размещения областного и территориальных органов Федерального казначейства.

        Управление Федерального казначейства по Тверской области (в то время Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Тверской области) было образовано 11 ноября 1993 года. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 ноября 1993 г. на должность начальника Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Тверской области был назначен Моргачев Анатолий Николаевич.

        С февраля 1994 года Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Тверской области (далее – Управление) приступило к работе по учету поступления доходов в федеральный бюджет и составлению оперативной отчетности в Главное Управление Федерального Казначейства Министерства финансов Российской Федерации (далее – ГУФК МФ РФ) по данным отчета Центрального Банка Российской Федерации. В это время налоговым органам в Банке России на каждый вид доходов были открыты отдельные балансовые счета.

        С 1994 года бюджетный учет велся в условиях эксперимента по временным методическим рекомендациям. Отчетность составлялась на основании данных отчетности банка по доходам в 1994 году, по расходам отчетность сверялась с ежемесячной отчетностью бюджетных организаций. Впервые сводная отчетность в ГУФК МФ РФ была представлена за 1999 год. За проделанную работу Управление было отмечено почетной грамотой Министерства финансов Российской Федерации.

        С 1 июля 1994 года Управлению было предоставлено право открыть счет в региональном отделении Банка России на балансовом счете № 120 «Средства федерального бюджета» для осуществления операций по финансированию расходов получателей средств федерального бюджета. На данном этапе развития казначейской системы Управление осуществляло перечисление денежных средств на счета организаций, открытых в кредитных учреждениях. В августе того же года было разрешено открыть аналогичные счета территориальным отделениям Управления.

        С 1 марта 1995 года Управлению в ГРКЦ Банка России был открыт один балансовый счет № 100 по учету всех видов доходов и один балансовый счет № 090 по учету и распределению доходов между бюджетами различного уровня в установленных размерах, закрыты все счета налоговым органам. По состоянию на 1 июля 1995 года все отделения приступили к учету и распределению доходов, открыв аналогичные балансовые счета в уполномоченных кредитных организациях. С января 2003 года на территории области действовал единый счет 40101 «Налоги, распределяемые органами Федерального казначейства».

        В июне 1995 года Управление получило право на финансирование некоторых расходов федерального бюджета за счет подоходного налога с физических лиц. С марта 1996 года Управлению предоставлено право финансирования расходов в соответствии с реестрами, доведенными ГУФК МФ РФ, за счет ежедневно собираемых на территории области доходов. С 15 октября 1996 года Управлению разрешено (в порядке эксперимента) осуществлять поэтапный переход на финансирование расходов федерального бюджета через лицевые казначейские счета. С 1 июля 1997 года бюджетополучатели федерального бюджета закрыли счета в кредитных организациях и были переведены на обслуживание в казначейскую систему. В 1999 году на казначейское исполнение органами Федерального казначейства также были переведены средства организаций, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В 2001 году на казначейских лицевых счетах стали проводиться операции со средствами федерального бюджета, выделенными учреждениям Министерства обороны Российской Федерации. В 2002 году для учета операций по кассовому исполнению бюджета Союзного государства в Управлении открыт лицевой счет получателю средств Союзного государства. С 2003 года органы Федерального казначейства успешно обеспечивают выполнение задачи оперативного доведения до бюджетополучателей не только объемов финансирования, но и лимитов бюджетных обязательств, дающих право учреждениям принимать договорные обязательства. До указанного периода эти функции выполняли соответствующие министерства и ведомства. В 2006 году органы Федерального казначейства обеспечивают закрытие в кредитных учреждениях последних счетов федеральных учреждений, ранее открытых для учета средств, поступающих во временное распоряжение. 

        Одной из важных функций, исполняемых органами Федерального казначейства, является функция ведения реестра бюджетополучателей. До 2000 года указанная работа проводилась на уровне Управления, впоследствии сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета начал вестись централизованно Министерством финансов Российской Федерации, а с 1 июля 2005 года – Федеральным казначейством с непосредственным участием в данной работе Управления.

        С 2001 года органами Федерального казначейства на территории Тверской области были предприняты первые шаги по осуществлению кассового обслуживания исполнения областного и местного бюджетов. В Управлении и отделениях были открыты счета распорядителям и получателям соответствующих бюджетов для осуществления операций со средствами, полученными из федерального бюджета в виде трансфертов, субвенций и субсидий. Через лицевые счета органами исполнительной власти стали перечисляться средства сельхозтоваропроизводителям и предприятиям АПК, а также средства, поступающие в бюджет Тверской области в рамках реализации Федеральных целевых программ и Национальных проектов. В 2004 – 2005 годах были централизованы средства бюджетополучателей субъекта на балансовом счете № 40201 по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытом Управлению. С 1 января 2006 года Управлению были открыты 405 балансовых счетов в ГРКЦ для кассового обслуживания исполнения бюджетов вновь образованных на территории области городских и сельских муниципальных поселений в составе муниципальных районов.

        С 2005 года операции по обеспечению наличными денежными средствами получателей средств всех уровней бюджета проводятся на балансовых счетах № 40116, открытых органам Федерального казначейства.

        В 2006 году начата работа по переводу распорядителей и получателей средств бюджета на обмен электронными документами через систему электронного документооборота Федерального казначейства.

        С 2007 года Управлением осуществляется исполнение государственной функции по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов.

        В 2011 году в Управлении был осуществлен ввод в эксплуатацию высокотехнологического программного продукта – автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК).

        Действующее положение об Управлении Федерального казначейства по Тверской области было утверждено приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2013 г. № 316 «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых приказов Федерального казначейства» (в редакции приказов от 20 марта 2015 г. № 46, от 20 декабря 2016 г. № 484).

        В 2016 году в связи с проведением мероприятий по упразднению Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области соответствующие функции по осуществлению контроля были переданы Управлению.

        С 1 января 2021 года был осуществлен переход на систему казначейских платежей, введено казначейское обслуживание, заключающееся в проведении в системе казначейских платежей Федеральным казначейством операций участников системы казначейских платежей с денежными средствами и их отражением на соответствующих казначейских счетах.

        С момента образования Управлением проделана большая работа в части становления учета поступлений налогов, сборов и иных платежей и их распределения между бюджетами, учета бюджетных обязательств, финансирования расходов федерального бюджета с единого казначейского счета, санкционирования оплаты денежных обязательств за счет средств федерального бюджета, обеспечения функционирования единого казначейского счета. В настоящее время Управление обеспечивает казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета, бюджета Тверской области, бюджетов муниципальных образований, бюджетов государственных внебюджетных фондов, предоставление бюджетных кредитов и не только. Все это становится возможным благодаря профессионализму и самоотдаче сотрудников Управления.